Версия сайта для слабовидящих
22.12.2020 09:22
14

05. Образовательные стандарты

17 октября 2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 14 ноября ФГОС дошкольного образования зарегистрирован в МИНЮСТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ФГОС ДО - это...»

        В образовательной системе РФ произошел ряд изменений, которые затронули и дошкольное образование. С 1 сентября 2013 года вступил в силу «Закон об образовании в Российской федерации», согласно которому, дошкольное образование стало одним из уровней общего образования,  и должно регламентироваться  федеральным государственным образовательным стандартом.

      Впервые в истории образования был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, и с 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Переход на ФГОС ДО постепенный и длился до 2016 года.

       ФГОС ДО разработан  на   основе   Конституции Российской Федерации  и  законодательства  Российской  Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные  с  его   жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий  детей,  в  том  числе  детей с   ограниченными возможностями здоровья.

      ФГОС ДО обязателен к применению организациями,   осуществляющими образовательную  деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации), реализующими образовательную     программу дошкольного образования, а также  может  использоваться  родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования  в форме семейного образования.

Требования ФГОС ДО?

• Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

• Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

• Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью Стандарта?

         Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Выпускник ДОУ - это...

        Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать рядом личностных характеристик, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС ДО обеспечит подготовку детей к школе?

      Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

       Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Участие родителей

          В ФГОС ДО сформулированы  и требования по взаимодействию дошкольной образовательной организации с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семьи, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную  деятельность;                                                  
  • обеспечить открытость дошкольного образования;                  
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом, как говорится в статье 44 «Закон Об образовании в РФ», «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Для того чтобы ознакомится с полной версией документов, перейдите по ссылке:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования:

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://минобрнауки.рф/

Закон об образовании РФ

 http://минобрнауки.рф/документы/884

Образовательные стандарты:

      Вступивший в силу 1 января 2014 года приказ Минобрнауки  России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО) регулирует отношения в сфере образования,  возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

Приказ от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО"( копия ФГОС ДО)

Комментарии к ФГОС ДО

Пресса ФГОС ДО